Для Факультета экономики, весенний семестр 2003/2004 г.
Преподаватели:
Лекции
Наталья Викторовна Печерская Кандидат философских наук, Доцент кафедры социологии СПбФ ГУ ВШЭ, Ассоциированный научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге
Алексей Валерьевич Куприянов Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ ВШЭ, Научный сотрудник программы «Развитие социальных исследований образования в России» Европейского университета в Санкт-Петербурге E-mail: tinea@eu.spb.ru http://dhhse.narod.ru/faculty/q/
Игорь Юрьевич Ларионов Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ ВШЭ
В весеннем семестре 2003/2004 г. курс читается студентам факультета экономики. Занятия проходят в форме лекций и семинаров. На этой странице можно найти программу семинарских занятий и литературу к семинарам гр. 112 и 114.
Расписание
Экономисты (Седова, 55 корп. 2)
Вторник:
13:00--14:30 Семинар гр. 114, ст. преп. А. В. Куприянов
14:40--16:10 Семинар гр. 112, ст. преп. А. В. Куприянов
Reader для групп 112 и 114
На каждом семинаре мы анализируем один или несколько текстов. Группа разбивается на две--три подгруппы. Каждой из подгрупп выдаются вопросы, над которыми подгруппа работает с текстом в течение 30-40 минут. После этого один или несколько представителей от подгруппы должны представить результаты работы. Посещение семинаров является обязательным и студент или студентка, пропустившие семинар, должны написать эссе по всем вопросам, обсуждавшимся во всех подгруппах на пропущенном семинаре (размер эссе 4,000--6,000 знаков). Вопросы к семинарам можно посмотреть на отдельной странице.
Cписок вопросов имеется также и в формате text only / seminar_quest.txt
Иммануил Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как
наука: Предисловие, главы: «Общий вопрос пролегоменов: возможна ли вообще метафизика?» , «Пролегомены: общий вопрос: как возможно познание из чистого разума», «Главного трансцедентального вопроса часть первая: как возможна чистая математика» / http://www.philosophy.ru/library/kant/metaf.html
Эссе в группах 112 и 114 (по материалам семинаров)
Предуведомление
Темы указаны под номерами. Комментарии даны в квадратных скобках.
При написании эссе не следует ограничиваться:
Только текстами, которые мы рассматриваем на семинарах.
Только теми текстами, которые мы уже рассмотрели на семинарах.
Прошу распределять темы более-менее равномерно, чтобы на каждую тему писали эссе не более, чем по 3-5 человек. Некоторые темы сформулированы так, что при их уточнении (путем добвления определенных имен философов) могут получиться разные темы (примеры: темы 1, 2, 7, 8, 11). В этом случае желательно, чтобы люди, пишущие на эти темы брали разных, а не
одинаковых философов.
Объем эссе 10,000 знаков (5 машинописных страниц). Эссе предоставляется в распечатанном виде на занятии 8 июня и в электронном виде по электронной почте (до полуночи того же дня) или на дискете (вместе с распечаткой). Эссе, сданные после 8 июня до 17:00 пятницы 11 июня секретарям кафедры социологии или кафедры гуманитарных наук (см. раздел контакты) могут быть зачтены, но оценка будет снижена на 2 балла по десятибалльной шкале. Эссе, не сданные в эти сроки, без наличия документально подтвержденных уважительных причин (болезнь, смерть близких родственников) рассматриваться не будут (оценка 0 баллов).
Эссе в которых будут обнаружены заимствованные фраменты, не оформленные согласно правилам цитирования (включая как прямые цитаты, так и парафразы), будут оценены на 0 баллов и подлежат переписыванию (при злостном плагиате) или частичной доработке (при незлонамеренном нарушении правил цитирования). Рекомендую для изучения фрагмент книги Умберто Эко "Цитата. Парафраз. Плагиат", размещенный в on-line библиотеке нашей кафедры.
Темы эссе:
Стиль философских текстов. [Вспомните все, что мы говорили о форме текстов, об использовании метафор, аллегорий и примеров: необходимо будет сравнить двух-трех авторов, тексты которых входят в программу семинаров]
Предметы философии: образы X (и Y) у N и M. [Философы даже в самых абстрактных рассуждениях вынуждены спользовать примеры, объяснять что-то «на пальцах», приводить аллегории. Нередко разные философы используют один и тот же образ для иллюстрации совершенно разных рассуждений. Попробуйте найти такие места в изучаемых нами текстах и сравнить их. Необходимо один-два образа и, по крайней мере, два философа]
Проблема причинности от Аристотеля до Юма и Канта.
«Сомнение» Декарта и «эпохе» Гуссерля.
Эмпиризм у Бэкона и критика эмпиризма у Юма и Канта.
Что не устраивало философов XVII века в античной философии и что они предлагали в замен?
X причин, по которым философ Y, идеи которого принципиально важны для развития философской мысли, должен быть включен в программу семинаров на следующий год. [Причин должно быть не менее трех, философов может быть более одного, но тогда на каждого свои причины или объяснение, почему и тот и другой важны по одним и тем же причинам.]
Сравнение изложения проблемы X в рефератах рунета и произведениях самих философов. [Необходимо проанализировать по крайней мере 3-4 разных реферата на одну и ту же тему и оригинальный текст (один из изученных на семинаре)]
Обзор философских ресурсов рунета. [Необходимо найти три-пять интернет-ресурсов по философии и написать к ним аннотации: чему посвящены, что в них хорошего и плохого, для чего они могли бы пригодиться студентам--слушателям курса философии]
Категория сущности у Аристотеля. Субстанция и акциденции в схоластике. [Здесь может очень пригодиться "Имя Розы", но не следует забывать и о других текстах, в т.ч., о разного рода учебниках].
Философия в художественной литературе. [У нас рассматривалось два фрагмента, но примеров гораздо больше: необходимо найти подходящий фрагмент художественного произведения и проанализировать его, сопоставив изложение с работами философов, взгляды которых излагаются в художественном произведении. Какую роль в данном художественном произведении играет фрагмент, в котором излагают взгляды философа/философов?]
Экспериментальный метод Бэкона и гипотетико-дедуктивный метод Поппера. [Работа Поппера, которая особенно нужна, называется «Предположения и опровержения». Ее можно найти в интернете по адресу http://dhhse.narod.ru/syllabi/cns/cns-popper1.pdfВнимание! Файл довольно большого объема и требует для чтения программы Adobe Acrobat Reader. Ссылка на бумажное издание см. на странице http://dhhse.narod.ru/syllabi/cns/]
Обыденный язык у Витгенштайна и Аристотеля. [Сравните рассуждения о языке в «Философских исследованиях» Витгенштайна и в «Органоне» Аристотеля (фрагменты см. семинар 5)]
Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008 Тел.: +7 (812) 114-25-44 E-mail: dephuman@hse.spb.ru